В большом переполненном людьми зале Лесного института я слушал интересный доклад. Лицо докладчика, уже немолодой женщины, кандидата наук, показалось мне знакомым, и я ста: вспоминать, где я мог видеть ее. Когда она закончила свое сообщение и стала снимать со стен схемы и чертежи, я, наконец, вспомнил: это была Катя, та самая Катя, которую я знал совсем молоденькой девушкой.
……Лет двадцать назад мы с Вовкой Гор еловым, студентом третьего курса Лесного института, поехали на практику и лесничество, получив свое первое самостоятельное задание -спроектировать для лесничества питомник для молодых деревьев.
Мы приехали в лесничество и сразу отправились в контору Открыв дверь, мы остановились на пороге. Посреди большой комнаты стоял человек, поставив одну ногу на стул. Девушка чистила ему сапог. Увидев нас, она испугалась и убежала, даже поздоровавшись с нами. Видно, она не ожидала, что мы войдем.
-Щетку-то верните, Катя! - крикнул ей вслед незнакомец и не спеша повернулся к нам. Мы увидели худое лицо цвета меди, густые черные брови, совершенно седые волосы. Глаза
смотрели насмешливо. Это был Василий Федорович Лисицын, старый лесовод, большой знаток своего дела.
Он позвал нас в свой кабинет, развернул план лесничества, рассказал, в чем будет заключаться наша работа. Говорил он медленно, нас называл коллегами. На другой день мы должны были приступить к работе.
Мы постеснялись спросить, где мы будем жить. Но оказалось, что нам приготовлена просторная светлая комната с окном, выходящим в сад.
Работы было много, мы были заняты с утра до позднего вечера, и все же Вовка где-то разыскал гитару и после ужина присаживался с ней на окно. Играл он мастерски, и голос у него был приятный. Невысокий , с широкими плечами и шапкой густых светлых волос. Вовка был уверен, что с гитарой в руках он производит на девчат неотразимое впечатление. И всякий раз, когда наша новая знакомая появлялась в саду , Вовка принимал живописную позу и ударял по струнам.
Катя работала в лесничестве счетоводом. Ее нельзя было назвать красивой, но у нее было приятное лицо и чудесные пышные волосы.
-А она ничего себе,- говорил Вовка. -Жаль, что мы недолго проживем здесь. К нам не заходит. И знаешь почему? Старика боится. Он тут всех к рукам прибрал. От города далеко, комсомольской организации, наверное, поблизости нет, вот он и командует. Ты видел, она ему сапоги чистила? Я даже вспомнить не могу спокойно. Прямо Феодализм какой-то
* * *
Свое задание мы выполнили в срок и твердо надеялись на отличную оценку: наши чертежи были сделаны точно и аккуратно, объяснительная записка написана толково.
Василий Федорович обещал прийти в питомник рано утром, В назначенный срок он появился на опушке леса вместе с
помощником. Слегка прихрамывая, он обошел питомник, молча выслушал наши объяснения, потом сел на пенек и разложил перед собой чертежи.
-Ну, что вы скажете, Петр Иванович? - обратился он к помощнику.
-Думаю, хорошо сделано,- ответил ют.'
-Действительно, работа выполнена хорошо. И вес же я не согласен с нашими молодыми коллегами. Надеюсь, Вы любите красивое? —— неожиданно обратился он к Вовке.
Тот покраснел и ответил с мрачным видом;
-Люблю, конечно.
-Мне жаль вот эти молодые березки. Смотрите, как они хороши! А ведь по вашему проекту их придется срубить. Если же изменить направление линии границы, то березки останутся правее, и мы их сохраним.
-Правильно,- сказал помощник.
-Так и решим. Полагаю, что на переделку проекта вам достаточно трех дней.
Он поднялся и вместе со своим спутником направился к лесничеству.
-Как тебе это нравится ? - сказал Вовка, когда мы остались вдвоем . Ведь из-за этих березок нам всю работу переделывать .Хотел я его обрезать, да он тут со своей красотой. И ты хорош: стоишь, точно в рот воды набрал.
Я был согласен с Вовкой. Старик просто издевался над нами. Должно быть, он так же мучает и бедную Катю. Как иначе понять этот случай с чисткой сапог? Вовка долго не мог успокоиться.
-Ведь ты пойми, нам еще три-четыре дня сидеть здесь из-за этого старика, а мы уже все деньги прожили, скоро нам есть будет нечего-
В тот вечер мы пришли в свою комнату в самом плохом настроении. Действительно, наши командировочные деньги подходили к концу. Но дома нас ожидал приятный сюрприз. На подоконнике стоял кувшин с молоком, а на тарелке лежали два аппетитных батона. Вовка, приплясывая, подошел к окну, налил полный стакан и отломил половину батона. С этого дня каждое утро и вечер на нашем подоконнике появлялись молоко и хлеб