1
В середине 30-х годов в Военной академии впервые был введен цикл лекций по зарубежной литературе, и мне пришлось открывать этот цикл, читать лекции участникам гражданской войны.
Готовился я долго, основательно. Мне хотелось сразу подать своих слушателей не только знанием литературы, по и связать литературу с войной. Ведь, и Отелло, и Эгмонт были генералами.
Первую лекцию я написал дословно и был уверен, что прочитаю ее хорошо.
Однако, увидев перед собой заслуженных командиров с орденами на груди, я совершенно потерял дар речи, и, не поднимая глаз, начал стремительно читать свою вступительную лекцию.
В аудитории стояла абсолютная тишина, но я не ощущал никакой связи со слушателями. Один только раз я оторвал глада от рукописи и встретил чуть удивленный, насмешливый взгляд старосты, немолодого человека с обожженным лицом. Первая моя лекция блестяще провалилась. В перерыве я случайно услышал сказанные в коридоре: слова:
-К чему все это нам, непонятно. Обойдемся без Гете. Фауст за меня командовать дивизией не будет.
Я узнал голос: старосты.
Сначала я совсем упал духом. А потом рассердился.
Ах, так……"Обойдемся без Гете? " Ладно!
Следующая лекция была посвящена Гете. Я готовился к ней два дни и две ночи. Многие стихи Гете я знал наизусть.
Эту лекцию я читал, смотря прямо в глаза слушателям. Я говорил о великом труде Гете, о том, как ценили "Фауста" все великие люди, а в конце прочел монолог Фауста.
"……Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой ……"
Я почувствовал, что в атом тяжелом сражении мною одержана первая победа.
Вскоре мы совсем подружились со старостой, Пантелеймоном Тимофеевичем Кузнецовым. Он рано начал свою боевую деятельность. У него был огромный военный опыт, но не хватало образования, Он признался мне что художественную литературу знал плохо, и считал, что настоящему военному романы только Мешают,
И вдруг Кузнецов увлекся литературой. Вечерами сидел над Пушкиным, вслух читал товарищам "Мцыри" Лермонтова, впервые(а ему уже было сорок) прочитал роман "Отверженные" Виктора Гюго.
разбудить
После лекции мы шагали с Кузнецовым по бульварам. От Пушкина к Тимирязеву, от него - к Гоголю. Я гордился, что сумел разбудить в его сердце интерес. к литературе. А может быть, он и без меня полюбил бы Пушкина и Байрона?
Однажды в своей лекции я назвал имя Джоконды.
- Кто такая Джоконда? - спросил меня после Кузнецов.
Я объяснил. Оказывается, никто из "академиков" ничего не знал о Леонардо да Винчи, Как я мог словами передать обаяние Джоконды? На другой день я принес маленькую репродукцию Джоконды. Но это не произвело эффекта. Тогда мы решили пойти в музей. Там висела хорошая копия знаменитой картины.
И вот она перед нами, прославленная картина Леонардо да Винчи. Мы долго стояли молча. Какое впечатление произведет эта совершенная красота на человека, который видит ее в первый раз? Кузнецов смотрел не отрываясь. Мне показалось, что черты его лица стали как-то мягче.
2
Прошли годы. Наши пути с Кузнецовым разошлись надолго. Началась война, и я пошел на фронт. Воевал с первого до последнего дня, был переводчиком.
Апрельские дни тысяча девятьсот сорок пятого года. Война идет к концу, наша армия на территории Германии…… Однажды меня вызвали в штаб армии ;
- Генерала Кузнецова знаешь? - спросили меня в штабе.
- Знаю.
- Товарищ. генерал Кузнецов занял маленький городишко. Вот в ном, в подвалах ратуши, обнаружили какие-то знаменитые картины. Ну, а Кузнецов, видно, в танках больше понимает, чем в картинах. Однако прислал телеграмму: "Найдены картины Подозреваю Леонардо да Винчи. Пришлите эксперта" . Вот какое дело. Одним словом, поезжай, разберись.
-Товарищ генерал! Да я же не художник! Нужен специалист.
-Вот что, писатель. Художников у меня в армии нет. А там, может, действительно большие ценности. Бери с собой капитана. Он консерваторию окончил. Вместе и разберетесь. Вес.Исполняй.
И вот мы едем. Меня волнует встреча с Кузнецовым. Да тот ли это Кузнецов? Неужели староста? Конечно, тот. Леонардо да Винчи. Джоконда.
Подъезжаем к городу глубокой ночью. Останавливаем машину, выходим. Навстречу нам выходит сержант и строго проверяет наши документы.